16 Фев2025
Государственное регулирование социальной адаптации и интеграции иностранных граждан: разработка проекта федерального закона
Миграция является сегодня важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для её дальнейшего поступательного развития. Задача государства — не допустить использования миграционных процессов в противоправных целях. Вместе с тем, интенсивность миграционных потоков оказывает серьёзное влияние на изменение этнического состава населения в ряде регионов России. Зачастую наплыв иммигрантов негативно воспринимается местными жителями, а отсутствие или неприменение в такой ситуации адекватных государственных мер реагирования не способствует улучшению ситуации. По оценкам российских экспертов, в России одна из самых тяжёлых демографических ситуаций в мире — ближайшие 5–6 лет численность трудоспособного населения ежегодно будет уменьшаться на 800 тысяч человек. В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации, на период до 2025 года предполагается обеспечить миграционный прирост на уровне более трёхсот тысяч человек ежегодно. В этих условиях внешняя трудовая миграция по-прежнему будет являться важным ресурсом, поддерживающим функционирование нашей экономики. Одновременно, интенсивная миграция в Россию, помимо компенсации демографических потерь и восполнения дефицита рабочей силы, несёт в себе значительные риски, которые в последнее время обостряются: — растёт численность нелегальных трудовых мигрантов, что приводит к росту теневого и криминального рынков и создаёт предпосылки для вовлечения иностранных граждан в различные экстремистские организации; — увеличивается количество приезжающих из стран Центрально-Азиатского региона и уменьшается из Молдавии и Украины; — большинство прибывающих мигрантов имеют довольно низкий уровень образования, в странах исхода в трудовую миграцию вовлекаются совсем молодые люди, не имеющие элементарных навыков культуры поведения в обществе, опыта жизни в инокультурной среде, не владеющие русским языком; — фактически на государственном уровне отсутствует регулирование миграционных потоков, что приводит к значительной концентрации иностранцев в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Свердловской и Тюменской областях, Краснодарском крае; — в условиях отсутствия внятной официальной государственной политики в области повышается роль неформальных интеграционных практик иностранцев посредством социальных сетей, этнических анклавов, пространственной сегрегации и исключённости мигрантов из принимающего сообщества, что создаёт дополнительную угрозу для нашего общества. Множество предложений о том, что можно сделать для оздоровления обстановки, объективно далеки от реального воплощения в жизнь, и в первую очередь по причине отсутствия необходимой правовой базы. Системная адаптация и интеграция являются одним из действенных средств профилактики экстремизма среди мигрантов и важнейшим условием эффективной реализации государственной национальной политики. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве одной из целей прямо определяет успешную социальную и культурную адаптацию иностранных граждан. Президентом России в октябре 2016 года было поручено определить ФАДН как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. А также разработать проект федерального закона, устанавливающего правовые, организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество. Данный законопроект разработан, но не принят. Необходимость принятия закона обусловлена следующими факторами: — адаптация и интеграция мигрантов является одной из целей государственной национальной и миграционной политики Российской Федерации; — игнорирование политики адаптации и интеграции мигрантов приводит к резкому обострению всех проблем, связанных с миграцией; — дифференцированные потоки иностранных граждан (иностранные студенты, соотечественники, трудовые мигранты, подавшие документы на разрешение на временное проживание и др.) нуждаются в интеграционных мероприятиях для ускоренного включения в российское общество; — соотнесение прав трудовых мигрантов и национальных работников; — недопущение дискриминации и эксплуатации трудовых мигрантов, при соблюдении принципа приоритетного найма российских граждан; — привлечение иммигрантов должно сопровождаться их интегрированием в социальную и культурную среду, в целях ликвидации культурной дистанции и снижения напряженности в отношениях между местным населением и иммигрантами; — успешность политики интеграции связана с деятельностью по пресечению ксенофобии и экстремизма; — элиминация рисков, которые несет в себе массовая миграция в плане национальной безопасности (таких как этническое размежевание общества, утрата единых ценностей и норм, возникновение мигрантских анклавов, межэтнические конфликты). Проект федерального закона устанавливает основные правовые, экономические и организационные положения координирующего воздействия государства на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации. Проект впервые в российском законодательстве закрепляет перечень основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации:- социальная и культурная адаптация иностранных граждан — процесс приспособления иностранных граждан к условиям принимающего общества посредством освоения русского языка, истории и культуры России и основ законодательства РФ;
- государственная политика в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан — комплекс взаимосвязанных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и с участием органов местного самоуправления, направленных на содействие социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
- социальная и культурная интеграция иностранных граждан — процесс освоения в Российской Федерации иностранными гражданами русского языка, истории России и основ законодательства РФ в целях встраивания иностранного гражданина в принимающее общество, посредством формирования устойчивых правовых, экономических, социальных и культурных связей;
- государственная политика в сфере социальной и культурной интеграции иностранных граждан — комплекс взаимосвязанных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и с участием органов местного самоуправления, направленных на содействие социальной и культурной интеграции адаптированных в РФ иностранных граждан. Федеральным законом предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению критериев социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, а также примерного перечня мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в Российской Федерации, с учетом которого данная деятельность должна осуществляться, в том числе, органами власти субъектов и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.